Школьная форма - Методические материалы - Каталог файлов - BIG BEN CLUB
 Воскресенье, 04.12.2016, 02:50
Приветствую Вас Гость
Главная | Каталог файлов | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Россия [0]
Пермский край [0]
Пермь [1]
Клуб любителей английского языка [7]
Методические материалы [5]

Главная » Файлы » Методические материалы

Школьная форма
[ Скачать с сервера (2.77Mb) ] 16.11.2007, 19:52
Введение
Когда мы изучали материал по теме «Одежда», я заинтересовалась вопросом существования школьной формы в Великобритании и её происхождением. В данной работе я решила исследовать проблему необходимости введения школьной формы в Российских школах. Для этого я проанализировала историю происхождения английской униформы, её современный вид, а так же историю школьной формы в нашей стране. Мне было интересно выяснить мнения учеников и учителей нашей школы по вопросу: «Нужна ли школьная форма?».
Тема моей работы «Школьная форма - быть или не быть?»
Цель моей работы: прояснить вопрос необходимости введения школьной формы в школах Российской Федерации и выяснить мнения учащихся и учителей нашей школы по этому поводу.
В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебные заведения школьной формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности.
Итак, предметом исследования моей работы является школьная форма и традиции Западной Европы, Востока и России в отношении к школьной форме, а также современные проблемы школьной формы в нашей стране.
Методами исследования являются: анкетирование учащихся и учителей, сочинения учащихся 7-х классов и беседы с родителями учащихся. Таким образом, можно определить характер моей работы – теоретическое исследование.
В своей работе я взяла материал из учебников по английскому языку для 6 и 9 классов под редакцией В.П.Кузовлева. Также я прочитала статьи из учебных пособий на английском языке для внеклассного чтения. В процессе написания своей работы пользовалась материалами Интернета.

I.Школьная форма за рубежом
Итак, «нужна ли школьная форма ученикам и что она дает?» В свете всеобщего внимания к этому вопросу интересно обратиться к истории школьной формы в нашей стране, а также познакомиться с фасонами одежды учеников в других странах, в частности Великобритании. А существует ли понятие «школьная форма» за рубежом?
Школьная форма в других странах отличается от нашей страны: где-то она более консервативна, а где-то – очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там сэйлор-фуку.
Японские мальчишки завидуют одноклассницам: ведь они сами вынуждены ходить в школу в скучных суконных темных пиджаках и брюках. В Австралии дети ходят на занятия в джинсах и футболках (кроме экономических классов – будущие финансисты носят строгий костюм). Во Франции школьная форма напоминает лабораторный халат, имеет в каждом классе свой цвет и выдается бесплатно. В Америке школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей. Всюду свои правила.
I.1. Исторически-сложившаяся школьная форма в Англии
А вот Англия – страна консерваторов, школьная форма там всегда приближена к классическому стилю одежды, хотя в последние годы английские стилисты создают самые раскрепощенные и эпатажные коллекции.
Долгое время форму для мальчиков в Великобритании составляли: пиджак-блейзер, серая фланелевая рубашка (которая сменялась на белую летом или по праздникам), темно-серые брюки или шорты, серые гольфы, темно-синий плащ, черные ботинки, а в холода – пуловер с треугольным вырезом. Также к костюму добавлялись кепка с логотипом школы и фирменный галстук.
То есть в Англии в понятие школьной формы включали верхнюю одежду, обувь и даже носки. В Англии вообще трепетное отношение к традициям, и к школьной форме в частности, это одна из составляющих раз и навсегда установленного уклада жизни. Во всех школах есть своя школьная форма, хранящаяся в школе, выдаваемая всем ученикам бесплатно.
Интересно обратиться теперь к истории школьной формы в Великобритании.
Великобритания – это место рождения школьной формы, и в течение многих лет и столетий школьники носили самые различные униформы. Давайте посмотрим какие же униформы существуют в Британии и какова история возникновения школьной формы.
I.2.“Bluecout schools”
В Британии существует ряд школ, которые называют “Bluecout schools”, и название которых произошло от названия оригинального причудливого костюма, прежде носимого учениками. Форма была похожа на рясу: синее длинное пальто, бриджи до колен и желтые чулки.
Она появилась во времена правления Тюдоров и была введена для 40 бедных мальчиков в благотворительной школе при католической церкви Christ’s Hospital School в 16 веке, и много последующих образовательных учреждений повторили этот стиль школьной формы и, поэтому получили такое название “bluecoat schools”. Синий цвет был выбран для детей благотворительных школ потому, что в эпоху правления Тюдоров и Стюартов синий был самый дешевый доступный краситель для одежды. Сине-окрашенные материалы были экономичны и подразумевали скромный покорный статус ученика и, соответственно избегались джентльменами и аристократами.
Фотография 1957 года показывает мальчиков из благотворительной школы «Четхам» в городе Манчестер, празднующих День основания школы в городском церковном соборе.
Эту впечатляющую фигуру мальчика в синем сюртуке можно увидеть в городе Хартфорде на воротах CHRIST’S SCHOOL. (впоследствии и девочки – школьницы были одеты в такую же синюю форму, шапочку и желтую юбку). В наши дни только в школе CHRIST’S SCHOOL учащиеся носят эту школьную форму по будням.
Эти фотографии показывают настоящую школьную форму в Christ’s Hospital school. Форма мальчика состоит из длинного синего сюртука, застегнутого на серебряные пуговицы, узкого кожаного ремня, бриджей до колен, желтых чулок и полотняных лент на шее. Свободная рубашка без воротника носится под сюртуком. У девочек – того же цвета пальто и желтая юбка. В те случаи, когда воспитанники из школы идут парадом через Сити Лондона (например, на День Святого Матфея – в сентябре) их необычный костюм всегда вызывает восхищение и возбужденные комментарии у многочисленных зрителей.
Christ’s Hospital School – школа-интернат (boarding-school) и не так давно ученики всегда путешествовали между домом и школой, одевая полную форму. Мальчик, который поступил в школу в 1968 году, мог только представить себе, что раньше он должен был носить строгую форму каждый день на уроки, в поездки в близлежащий город, или в длинные путешествия в школу и из школы каждый семестр на автобусе, метро или поезде.
Сейчас этим мальчикам не требуется пересекать страну в этом историческом костюме, и обычная публика меньше знакома с этой замечательной школьной формой, чем это было в прошлые времена. Однако традиция остается.
Школа по праву гордится своей собственной железнодорожной станцией, и синие формы мальчиков в желтых чулках можно было увидеть на станциях по всему королевству в начале каждого семестра, садящихся на поезд. Также школа известна музыкальным обучением, которое она предоставляет своим ученикам и гордится отличным оркестром, марширующим по улицам Сити Лондона на День Святого Матфея в сентябре или на открытии парад-шоу Лорда Мэра в ноябре.
В Англии существуют частные школы, где сохраняются традиции в отношении школьной формы. Например, Итон, расположенный недалеко от столицы Великобритании Лондон.
I. 3. Итон
Итон – это высоко-привилегированная частная школа для мальчиков, где могут обучаться дети только из самых богатых семей Великобритании или принцы из королевской семьи, потому что плата за обучение очень высокая. Костюм учащегося школы Итон выглядел так: широкий белый накрахмаленный воротник, жилетка и короткая черная куртка, что было обычной одеждой во многих платных школах первой половины 20го века. В конце 60х годов форма Итонского колледжа была отменена, но сегодня эта школьная форма носится в специализированных хоровых школах для мальчиков.
I.4. Современный английский школьник
Традиционно английский школьник одет в блейзер, кепку и короткие брюки-шорты, и носит обязательный кожаный ранец. В какой-то степени эта форма является отголоском прошлого, хотя образ живет в фильмах и мультфильмах. Блейзер со школьным значком на нагрудном кармане все еще носится многими учениками, но кепки, короткие брюки и ранцы сейчас больше дань старой форме. Могут быть шарфы соответствующего цвета школы.
II.История появления школьной формы в России

Школьная форма в России появилась в 1834 году. Тогда и был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. Но тогда форма была введена лишь для мальчиков. 1896 год – утверждено положение о гимназической форме для девочек. С тех пор школьную форму неоднократно изменяли, отменяли и вводили заново.
Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
II.1. Форма гимназистов в царской России
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
II.2. Единая школьная форма в СССР
Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.
В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма.
Мальчиков одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, а девочек – в темно- коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди. В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.
В 1985-1987 годах изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы. В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия. А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: в отдельных регионах Российской Федерации школьную форму вводят вновь.
Вот уже больше десяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах.
Все родители, конечно же, прекрасно помнят свои школьные годы, синие костюмы-двойки у мальчиков, чопорные коричневые платья с белыми манжетами, черные и белые фартуки у девочек. Хорошо помнится, что обязанность носить школьную форму «советского образца» восторга среди учащихся не вызывала. Это история нашей Родины, и мы видим, что вопрос введения в школы «школьной формы» всегда был тесно связан с политической ситуацией в нашей стране.
Как уже отмечалось в 1992 году традиционная уныло-одинаковая форма в школах была официально отменена государственными органами управления. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной. Однако оказалось, что такой плюрализм также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды. Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.
Свободная форма одежды в школе, по мнению многих людей, порождает множество проблем, главная из которых – социальное неравенство и расслоение детского коллектива на бедных и богатых. Психологи, размышляя на тему социального неравенства, считают, что отсутствие единой школьной формы только подчеркивает это неравенство. Честно говоря, мне кажется, что не столько сами подростки обращают внимание на разницу в материальном положении, сколько родители указывают им на это.

Осознавая весь шлейф последствий отказа от школьной формы, отдельные педагогические коллективы начинают снова к ней возвращаться. Словом не прошло и десяти лет, как про школьную форму снова вспомнили. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы.
III. Школьная форма возвращается
В последнее время школьная форма возвращается, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся – элегантный, удобный, практичный. В течение двух последних лет в нашей стране изучалась необходимость перехода на школьную одежду. Проводился опрос учащихся, родителей и педагогов.
Сейчас существуют очень разные, и даже полярные мнения о необходимости введения школьной формы. Вот одно из мнений на вопрос «Нужна ли школьная форма?»: «Думаю, что – «да», форма дисциплинирует детей. Но она не должна их нивелировать, убивать в них индивидуальность. Вообще, я думаю, школьная форма должна быть по сезону. Это не должен быть четко разрегламентированный костюм, - скорее, это должен быть просто комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды. Можно даже ввести несколько альтернативных вариантов школьной формы, чтобы дети имели возможность выбирать себе одежду по своему вкусу. Главное - чтобы форма была удобной, практичной и дешевой. А самое главное – чтобы она детям нравилась».
А вот противоположное мнение родителей: « Нет, не нужна! Я сейчас смотрю на свою племянницу и сочувствую ей. Она перешла в 9 класс, молоденькая девушка 15 лет, и ей хочется одеться поярче, необязательно дорого, просто одеть, допустим, красную майку, или джинсы. Но, нет, она должна напяливать этот похоронный жакет, пастельного цвета блузку. Зачем это нужно? Бред!»
Большинство взрослых считает, что – форма нужна: она приучает детей к дисциплине, развивает дух корпоративности.
III.1. Школьные сочинения
Современным детям также как и взрослым, не всё равно, в чем проводить большую часть дня. Но их мнения тоже очень разные. Вот несколько сочинений написанных учащимися 7-х классов.

«Сегодня нам дали задание написать сочинение об отношение к школьной форме. А я сразу вспомнила о том, как мне рассказывала мама, какая была у них форма. Они носили коричневое платье с белыми манжетами, воротничками и фартуками. А мальчики были в синих брюках и пиджаках. И мне подумалось, как бы хорошо было, если бы снова была школьная форма, но не такая, как раньше, а более современная. Например, у младших классов была бы одна форма, а у классов постарше другая. Это потому, что многие девочки любят ходить в брюках. Можно было бы сделать, чтобы была юбка и брюки одного цвета и пиджак. И вообще было бы лучше, когда была бы форма. Дети бы не отличались друг от друга, и класс выглядел бы более единым, дружным. А то посмотришь: одеваются кто во что горазд. Да и для учителя было бы хорошо. Посмотришь на эту пестроту и к концу дня наверняка быстрее устаёшь и становишься раздражительным. Это, конечно, только моё личное мнение, хотя другие, может, думают иначе.»

«Школьная форма- это лицо ученика. Когда все школьники одеты по- разному, то и класс выглядит пёстрым. Если бы была школьная форма, то дети выглядели бы опрятно. Мой вам совет: сделать школьную форму».

«Я бы не хотел, чтобы вводили единую школьную форму, потому что мне нравится одевать джинсовую или спортивную одежду, а если введут единую форму, то все ученики будут похожи друг на друга и не смогут одеваться так, как им нравится. Мне кажется, что эта идея не такая удачная».

«Что такое школьная форма? Это одежда, в которой ученики посещают уроки. Сейчас в нашей школе не требуют форму, но это напрасно. Я думаю, что она необходима. Во-первых, ребята будут выглядеть опрятно и им будет удобно и комфортно. Во-вторых, не нужно думать, в чём идти в школу.
В-третьих, школьная форма приучает к порядку и дисциплине. Последние сто лет во всех учебных заведениях ученики носили форму в гимназиях, лицеях и школах, наверное, наши предки делали это не просто так. Я считаю, что в наших школах нужна школьная форма».

«Мне нравится школьная форма, если она выглядит по-современному. Брюки и красивая блузка, или юбка с блузкой. Прежде чем сесть за это сочинение, я посмотрела школьные фотографии мамы 80-х годов. Там ученицы ходили в платьях, чёрных и белых фартуках. Для того времени это было красиво и нарядно. Но жизнь изменилась. Сейчас мы другие и мода другая. Мама рассказывала, что они носили школьную форму с первого по десятый класс. Я всё же думаю, что носить школьную форму нужно в начальной школе. А в средней школе мы уже большие и нам хочется одеваться по моде».
III.2. Проблемы нашей школы
В нашей школе в некоторых младших классах родители одели детей в школьную форму, которая состоит из юбки и жилетки у девочек и брюк и жилета у мальчиков одного цвета и фасона, причем блузки и рубашки могут быть разных цветов. В старших классах школьной формы нет, и не существует понятия школьной одежды. Возникает вопрос: «Школьная форма» и «школьная одежда» - это одно и то же? Я думаю, что это разные вещи.
Я провела опрос семиклассников в количестве 40 человек и учителей – 10 человек по вопросу «Нужна ли школьная форма?». 27 учащимся 7-х классов было предложено написать сочинение на тему: «Школьная форма».
Также 40 учащимся и 10 учителям было предложено ответить на вопросы анкеты, которая содержала 6 вопросов. (Приложение I). По результатам анкеты, например, на первый вопрос: «Вы хотите, чтобы у школьников была школьная форма?». Ответы:
а) Да, хочу б) Нет! в) Не знаю
90% учеников ответили – нет, 10% – да, среди учителей – 100% ответили - да (см. приложение II).
Из бесед с родителями я выяснила, что есть разные мнения о необходимости введения школьной формы.


Заключение
В заключении хотелось бы сказать следующее: в школьной форме наших дней одинаковое количество плюсов и минусов. Но все же, учитывая чрезмерную "демократичность" наших детей, форма помогает воспитывать внутреннюю дисциплину, прививает вкус. Посмотрите, в чем большинство школьников ходят на занятия: тут и спортивные костюмы, и голые животы с пирсингом, и декольте, и "шпильки"! Самое обидное то, что старшеклассники не понимают, что школа - это учреждение, а не ночной клуб и правило хорошего тона требуют носить деловую одежду, так принято во всем мире.
Однако в последнее время есть тенденция к возврату школьной формы, особенно в лицеях, гимназиях и частных школах. Вопрос только в том какая она будет. Следует помнить, что школьная форма – это не столько наряд, сколько повседневная одежда, в которой ребенок ходит 5-6 дней в неделю. Идеальный вариант – это красивая, удобная и недорогая форма, состоящая из нескольких аксессуаров для разных времен года. Я думаю, что предпочтительней конечно, удобная практичная одежда, которая не мнется и не требует особого ухода. Неужели джинсы станут новой школьной формой в России? Решать детям и родителям.
Итак, в своей работе я попыталась дать исторические справки в диалоге двух культур: Англии и России по отношению к школьной форме, отразить политический, социальный и психологический аспекты этой проблемы и выяснить: является ли вопрос необходимости введения школьной формы актуальным в нашей школе? Исследуя результаты опроса, мы выяснили, что старшеклассники не хотят ограничивать себя, свой стиль одежды, считая, что дисциплина выражается не в одежде, а в поведении и учебе.

Библиографический список

1. Английский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений./ В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова, 5-е изд., М. Просвещение, 2002.
2. . Великобритания. Ю.Б.Голицынский. Санкт-Петербург, 2005.
3. «Карьера»// №4, апрель 2001.
4. «Лицеист»// г.Аксу, Казахстан
5. О Британии вкратце. Книга для чтении на английском языке в старших классах./ В.В.Ощепкова, И.И.Шустилова, м. Просвещение – 1993.
6. «Обучение за рубежом»// №4, 2002
7. «Профиль»// №1, 2006
8. «Старшеклассник»// №10, 2003.
9. Счастливый английский: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений./ В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова, 2-е изд., М. Просвещение, 1998
10. «Челябинский рабочий»// №7 декабрь 2005
11. «Черноголовская газета»// №29, июль 2005
12. Читаем и говорим о Британии и Британцах. Книга для чтения на английском языке./ В.Ф.Сатинова. Минск, 1997.
Приложение I
Анкета

1.Вы хотите, чтобы у школьников была школьная форма?
а) Да, хочу б) Нет! в) Не знаю

2.Школьная форма-это хорошо?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

3.Нужен ли на школьной форме символ или значок школы?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

4.Влияет ли школьная форма на поведение?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

5.Становятся ли ученики в форме похожи друг на друга?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

6.Нужна ли униформа для учителей?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

Категория: Методические материалы | Добавил: bbc | Автор: Дудина Таня
Просмотров: 40496 | Загрузок: 1639 | Комментарии: 15 | Рейтинг: 4.1/46 |

Всего комментариев: 121 2 »
12  
Вывод вебмани наличными и на карту сбербанка

11  
Вы о****и со своей школьной формой учителя!!! Носите её сами падлы.

10  
школьная форма неконорым людям неедёт ваще учетеля нам неуказ пускай сами её носят

9  
хах....форма????кому она нужна???
люди мы живём в 21 веке!!! заставляют носить форму, такое ощущение что мы в армии, или седим с сединой на висках в гос.думе!
Челове должен одеваться в то, в чём ему удобно, а не ходить как клоун!

8  
Школьная форма лучше для 1-9 классов, а для 10-11 классов клева деловой стиль одежды =))

7  
Мы хотим заказать девочкам форму как раньше: коричневое платье, фартук, сейчас опять начали такую шить. Правда и материалы современные, не шерсть а вискоза!!! Нам очень нравится форма старого образца!!! Лично я за форму! Корпоративная форма!

6  
а я против формы,не каждому ребёнку идёт то что навязывают...и не всякому удобно в ней

5  
Класс,супер,круто =) = ) =)

4  
Прошу детей воздержатся от мата. angry Форма это не есть зло

3  
Да, нужно вводить. Но хотелось бы, чтобы у каждой школы была своя форма.

1-10 11-12
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Средняя общеобразовательная школа №63
Хостинг от uCoz